Рубрики
Контент

Минстрой подвел итоги работы за 2020 год

В Минстрое России прошло совместное заседание Президиума правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и итоговой Коллегии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

С докладами выступили заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, глава Минстроя России Ирек Файзуллин, председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова и члены Коллегии.

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин принял участие в заседании в качестве члена коллегии.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин поблагодарил Минстрой России и глав регионов за успешную работу, высокие показатели роста в сфере дорожного развития и обратил внимание на необходимость комплексного развития территорий, которое является своеобразным «тягачом», способным вывести строительную отрасль на новый уровень. Также Марат Хуснуллин призвал профессиональное проектно-строительное сообщество активнее реализовывать новые проекты, в первую очередь региональные, и двигаться в сторону сокращения административных барьеров.

«Несмотря на кризисный период, в 2020 году строительная отрасль показала высокие результаты. Благодаря поддержке Президента и принятым программам темпы жилищного строительства не сократились. Ввод жилья за прошлый год превысил результаты 2019 года и составил 82,2 млн кв.м. Ключевым решением, повлиявшим на отрасль жилищного строительства, стала, конечно, льготная программа ипотеки под 6,5%. За 13 месяцев по программе выдано более 500 тысяч кредитов на сумму более 1,5 триллионов рублей, из которых 150 тысяч выдано в уже в 2021 году. В числе задач на 2021 год могу выделить развитие инфраструктуры. Инструменты, собранные в так называемое «Инфраструктурное меню», позволят регионам получить финансовую поддержку для реализации значимых инфраструктурных проектов», – отметил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

Марат Хуснуллин подчеркнул, что со стороны Президента России Владимира Путина строительной отрасли оказывается максимальная поддержка.

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин подвел итоги деятельности за 2020 год и первый квартал 2021 года, а также наметил перспективы развития строительной отрасли. В числе приоритетных направлений он назвал развитие кадрового потенциала и слаженное взаимодействие НОПРИЗ и НОСТРОЙ по данному вопросу.

Тему необходимости подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли поддержал председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин, подчеркнув, что Общественный совет уделяет этому особое внимание, включая поддержку конкурсов профессионального мастерства.

Министр строительства и ЖКХ также отметил, что для взаимоувязки стратегий, комплексных программ развития инфраструктуры с документами территориального планирования идет работа совместно с Минэкономразвития России и Росреестром по созданию Единого института пространственного планирования. Совместно с сетевыми и ресурсоснабжающими организациями ведется сотрудничество по инвестиционным программам жилищного строительства. Кроме того, для обеспечения строительства на принципиально новом уровне осуществляется деятельность по сокращению сроков инвестиционно-строительного цикла объекта. Ключевая цель в этом направлении – сокращать нацстандарты и СП обязательного применения. Перечень уже сокращен на 3 000 пунктов. Планируется исключить еще 3 800 пунктов.

Ирек Файзуллин также подчеркнул, что Президентом страны большое внимание уделяется расселению граждан из аварийного жилья. В 2020 году переселено более 128 тысяч человек и расселено более 2 млн. кв. м аварийного жилищного фонда.

Разработана необходимая нормативно-правовая база для защиты граждан – участников долевого строительства. Сейчас их насчитывается около 160 тысяч человек в 73 субъектах страны, необходимо исполнить обязательства к 2024 году.

Основной задачей в рамках жилищно-коммунального хозяйства является модернизация коммунальной инфраструктуры и снижение аварийности. Продолжается реализация программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Одним из драйверов оптимизации строительства и реконструкции объектов является внедрение технологий информационного моделирования. С 1 января 2022 года применение технологий информационного моделирования станет обязательным для всех госзаказчиков. В связи с этим ведется активное обучение проектировщиков, обновляется техническое оборудование и внедряется программное обеспечение.

Для организации контроля и мониторинга реализации нацпроектов совместно с Ростехнадзором ведется работа по совершенствованию системы госстройнадзора. На базе Главгосэкспертизы России формируется единая система экспертизы. К концу года почти все государственные экспертные организации будут работать на единой цифровой платформе.

Министерство строительства и ЖКХ РФ продолжает работу в рамках реализации поставленных задач по федеральным проектам: «Формирование комфортной городской среды» (в 2020 благоустроено 5,9 тысяч общественных и 5,3 тыс. дворовых территорий. В 2021 планируется благоустроить более 4,6 тыс. общественных и более 5,0 тыс. дворовых территорий), «Чистая вода» (в 2020 введено 100 объектов водоснабжения. До конца 2021 планируется ввести 227 объектов), «Оздоровление Волги» (в 2020 введено 44 очистных сооружения. В 2021 планируется ввести в эксплуатацию 22 объекта), «Сохранение озера Байкал». Перед Минстроем стоит задача достигнуть плана выполнения.

Цели по достижению планов требуют квалифицированных кадров. Перед Минстроем стоит задача увеличить производительность труда на 10% к 2030 году при этом обеспечить охрану труда и технику безопасности на должном уровне, подвел итог Ирек Файзуллин.

Также в отчете Минстроя России об итогах 2020 года и стратегических планах была подробно описана ситуация в сфере ценообразования в строительстве. В частности, в отчете отмечалось, что Президентом Российской Федерации была поставлена задача о совершенствовании системы ценообразования путем создания единой базы государственных сметных нормативов, а также сметных цен строительных ресурсов, определяемых на основании государственного мониторинга.

Ключевым элементом является переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также госкомпаний.

За 2020 год в связи с этим были разработаны и включены в Единую федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ-2020): более 3 100 сметных норм и расценок (из них более 1 500 новых); более 2 400 сметных цен строительных ресурсов. Также была проведена проверка 952 проектов сметных норм и расчетных обоснований к ним с подготовкой соответствующих заключений. Кроме того, были внесены изменения в Классификатор строительных ресурсов: дополнено 6 551 позицией, исключена 371 позиция. Также были рассчитаны индексы изменения сметной стоимости строительства по полной или частичной номенклатуре для 74 субъектов РФ и актуализирован перечень из 15 275 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, предоставляющих информацию для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.

За истекший период 2021 года: сформировано дополнение к ФСНБ2020, утвердившее более 1 300 сметных норм (из них 870 новых) и более 140 сметных цен строительных ресурсов; сформировано дополнение к ФСНБ2020, предусматривающее утверждение более 560 сметных норм (из них 500 — новых); внесены изменения в Классификатор строительных ресурсов с дополнением 198 позициями, внесением изменений в 55 позиций и исключением 141 позиции; обеспечено развитие ФГИС ЦС; ФГИС ЦС интегрирована с автоматизированной информационной системой «Налог-3» ФНС России, Единой информационной системой в сфере закупок Федерального казначейства и автоматизированной информационной системой оказания государственных услуг Росавиации.

До конца 2021 года в соответствии с Планом мероприятий для перехода с 2022 года к ресурсно-индексному методу определения сметной стоимости строительства запланировано выполнение следующих основных задач: внесение изменений в Правила мониторинга цен строительных ресурсов; актуализация сборников сметных цен (ФССЦ, ФСЭМ) с синхронизацией с ГЭСН и КСР; формирование федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен 2021 года (ФСНБ-2021); создание системы анализа изменений в системе ценообразования строительной отрасли по единой методологии на основе расчетно-аналитических моделей объектов-представителей.

В 2020 году в сфере ценообразования в строительной отрасли принято 47 нормативных правовых актов, в т. ч. 42 приказа Минстроя России, устанавливающих единые методы формирования и порядок определения сметной стоимости строительства ОКС и единообразные правила определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), в т. ч. при заключении контрактов под ключ. Обеспечены разработка и регулярный расчет новых отраслевых индексов по объектам: «Автомобильные дороги», «Искусственные дорожные сооружения», «Железные дороги» и «Мост железнодорожный», «Высоковольтные линии электропередач напряжением 220 кВ и 330 кВ», магистрального трубопроводного транспорта нефти (линейная часть, резервуарные парки и площадочные объекты), использования атомной энергии «Градирня», «Насосная», «Здание реактора» (с I квартала 2021 года по объектам космической отрасли) В 2021 году уже утвержден 21 сборник НЦС в ценах на 01.01.2021, а также запланировано к утверждению 24 документа: 1 проект федерального закона, 1 проект постановления Правительства РФ, 22 проекта приказа Минстроя России.

Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «За прошедший год была проделана серьезная работа, но впереди ещё огромное поле для деятельности по снижению административных барьеров, реформе ценообразования, решению вопросов по подготовке кадров».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *